Итоги Apple "Latest Creation": так кому все-таки нужен Apple iPad?

Буквально за пару недель до анонса iPad мы с коллегами обсуждали тему планшетов — какими они должны быть, чтобы понравиться людям. Вот несколько главных условий, с которыми согласились абсолютно все: экран емкостный и не больше 7 дюймов, вес не больше 500 граммов, никаких извращений с клавиатурой в духе Samsung Q1, чтобы кроме Wi-Fi был 3G, WiMAX и обязательно USB. Чтобы не было проблем с воспроизведением HD-видео, просмотром фотографий и поддержкой браузером всех необходимых вещей вроде Flash, AJAX и JAVA. Ну и цена, само собой, не больше 600 долларов. И о магазинах желательно не забывать, в которых можно будет купить не только музыку, игры и приложения, но и книги с фильмами. Причем, желательно, чтобы сам производитель почесался нам с вами предоставить доступ к самому актуальному и интересному контенту за вменяемые деньги.

Say hello to iPad
На деле вышло следующее: первая таблетка Apple получила экран с диагональю 9,7 дюйма, разрешением 1024х768 точек, толщину в 13,4 мм и массу 680 граммов. Доступно несколько версий: с 16, 32 и 64 Гб памяти — естественно, без возможности ее расширения. Есть две основных версии iPad: первая просто с Wi-Fi и Bluetooth, вторая уже с модулем 3G (и поддержкой GSM) и A-GPS. Разумеется, на 150 долларов дороже и на 50 граммов тяжелее.
Внешне iPad напоминает угловатый iPhone первого поколения, так что ничего интересного здесь нет. Алюминиевый корпус, кнопка Home внизу экрана, регуляторы громкости, динамик, миниджек и фирменный интерфейсный разъем. И ни одного USB.
По первым же пунктам идет несостыковка с желаемым: 10 дюймов — много. 700 граммов — неприлично много. Ровно столько же весят две здоровенные электронные книги (нетбуки, кстати, совсем немногим тяжелее, а некоторые — легче). А уж историю, которую заварили с поддержкой 3G, не удается до конца прояснить даже спустя 20 часов после анонса. Использовать в России версию с одним лишь Wi-Fi никто не помешает, однако для 3G нужна не стандартная SIM-карта, а некая Micro SIM. Что это, откуда ее брать и можно ли будет без проблем достать в России — со стопроцентной уверенностью сказать пока нельзя. В общем, придраться действительно есть к чему.
iFail
- iPad поставляется без наушников. Вот я не знаю, как вам, а мне это кажется оскорбительным.
- Размеры и вес. По задумке, iPad — промежуточное звено между iPod и MacBook. По сути — неведома зверушка, которая для электронной книги, навигатора или плеера великовата, для полноценного компьютера маловата. Где и как ее использовать — пока не очень ясно.
- В iPad нет камеры. А значит, никаких видеозвонков по Skype и Gtalk.
- Огрызочная многозадачность. В фоновом режиме всегда будет работать только приложение iPod и почтовик, если включена автоматическая проверка почты. Остальные приложения будут прибиты сразу при нажатии кнопки Home.
- Шикарный браузер, но нет поддержки Flash. И, скорее всего, не будет как минимум до выхода iPhone OS 4.0. Либо не будет никогда. Точные мотивы неизвестны, но вопрос явно политический — с технической точки зрения ничто не мешает присутствию Flash в мобильном Safari.
iWin
- IPS-матрица. Любому технически грамотному человеку известно, что IPS — это хорошо. Качество картинки у нее значительно лучше, чем у TN, а угол обзора так и вовсе достигает 178 градусов. В совокупности с разрешением в 1024х768 и емкостным сенсором экрана, который поддерживает мультитач, мы получаем идеальную машинку для просмотра фотографий и фильмов.
- iWork, iPhoto. Привычные каждому мак-юзеру программы для работы с документами и просмотра фотографий, но адаптированные под iPad. Правда, в несколько урезанном варианте.
- Виртуальная клавиатура. Клавиши большие, можно набирать текст как в ландшафтном режиме, так и в портретном.
- 10 часов работы без подзарядки. Поверить трудно, но в режиме ожидания iPad может пролежать месяц. А 10 часов отработать с включенным Wi-Fi, музыкой и прочими радостями жизни.
- Новый почтовый клиент. Он стал похож на развернутую версию клиента из iPhone. Теперь можно одновременно видеть список писем и содержание каждого сообщения. А дополнительные функции для работы с почтой вынесены во всплывающее меню.
- iPad Camera Connection Kit. Да, господа фотографы, к iPad можно будет докупить комплект переходников для CF и SD-карт и брать его с собой на фотопрогулки или в отпуск.
- Воспроизведение HD-видео. Гаджет без труда тянет ролики в 720p и поддерживает их вывод на внешний дисплей через опциональный кабель.
- Можно подключить Bluetooth-клавиатуру. Только стоит учитывать, что Apple Wireless Keyboard — удовольствие не из дешевых (в России около 3500 рублей).
- Онлайн-магазин. Книги, газеты, журналы, интегрированные в них видеоролики, новый формат рекламы, свежая New York Times каждое утро с доставкой на iPad по Wi-Fi. Просто-таки несказанно круто. Но для России магазина нет и не будет. Почти та же история, что и с музыкальным iTunes Store.
- Поддержка всех приложений и игр с iPhone и iPod touch. А если еще взять то, что работа с распознаванием жестов была упрощена, не сыграть в Star Wars теперь будет просто грешно. Приложения с iPhone будут работать либо в разрешении телефона (320х480), либо в режиме увеличения (интерполяцией) до 960х640 точек. Софт, написанный специально для iPad, будет полноэкранным.
Основные отличия SDK iPad от iPhone
1. Всплывающие меню внутри программ.
2. Деление экрана на несколько частей для одновременной работы с несколькими меню программы, так называемые «сплиты».
3. Большие возможности для настройки интерфейса всего и вся под себя.
4. Новые библиотеки для работы с текстом, поддержка нескольких вшитых шрифтов (в iPhone был лишь один).
5. Создание PDF.
5. Автоматизированная и улучшенная работа с мультитач-жестами.
6. Обмен файлами через сеть, работа в качестве флэшки.
Гаджет ради гаджета
Все так долго ждали от Apple планшетник, что, когда он в итоге вышел, никто так и не понял — зачем он нужен? Да, прорыв. Небольшой для индустрии и весьма сомнительный для пользователя. Для издательского бизнеса iPad открывает новые перспективы размещения рекламы, распространения изданий и спасения деревьев (на радость бобрам). А что дает iPad обычному пользователю, кроме новых ощущений от веб-серфинга и просмотра? Так ли нужно платить энную сумму за чтение газет, журналов и электронных книг на устройстве весом почти в 700 граммов да с небольшим временем работы? Людям с особым стилем жизни & Mac-фанам — очень нужно. Рядовому пользователю, который уже привык читать новости за утренней чашечкой кофе, восседая в кресле за компьютером, такие преимущества, пожалуй, ни к чему. По крайней мере, не за те деньги, которые просят за iPad (в России — раза в полтора дороже).
Не произошло главного: Apple так и не объяснила публике, какое важное место в жизни человека должен занять iPad. На вопрос о том, что же ты, дорогой покупатель, будешь с ним делать, покупатель только озадаченно хлопает глазами и толком не знает, что ответить. Только восторги, обусловленные обязательным для продукции Apple вау-фактором. Ну в туалете газеты почитать, видео за чашкой чая на кухне посмотреть, по интернетам перед сном побродить. Но нет такой железобетонной уверенности, что iPad заменит килограммы устройств и сделает жизнь проще. В коллекцию Apple-гаджетов он непременно пойдет у многих, но революции, которая была с нетбуками или iPhone, мы с вами, я думаю, не увидим. iPad — ни разу не революция. Это просто еще один UMPC, только очень крутой, мощный и до безумия симпатичный. И еще я решительно не могу представить себе человека, который, имея iPhone или iPod touch, на полном серьезе бросится покупать себе их увеличенную версию.
Еще один забавный момент: на сцене, во время презентации, стояло просторное кресло. Как только наступал момент показать устройство в действии, сотрудники Apple присаживались в это кресло и принимали одну и ту же позу — широко закидывали ногу на ногу. Более того, в рекламном ролике у всех пользующихся iPad примерно те же позы. Что это значит? А значит это то, что никому в здравом уме не придет в голову использовать iPad стоя или положив его на стол. Даже просто сидя держать его в руках будет не очень удобно — для комфортной работы девайс обязательно нужно обо что-то опереть. Например, о закинутую ногу — как это продемонстрировал нам сам Джобс.
Какой смысл мне, владельцу iPhone 3GS, который служит для выполнения дел по работе вдали от офиса, просмотра видео, чтения книг, прослушивания музыки, игр, а еще для веб-серфинга и звонков, менять устройство, которое поместится даже в трусах (представляете размер ее трусов? — Прим. ред.), на его 10-дюймовый аналог, который все равно не заменит полноценный нетбук?
Тем не менее я ни на секунду не сомневаюсь, что продукт будет успешным, а продажи iPad в США заставят Amazon сделать себе сэппуку. Не сомневаюсь, что и в России, как только это станет возможно, осоловевшие гики побегут отдавать денюжку в ближайший магазин (тысяч десять купят, и то хорошо). iPad — это модно, нестандартно. Но, по большому счету, абсолютно не нужно. Too casual. А уж как это печально констатировать владельцу целой коллекции техники Apple — словами не передать.

Мнения редакции mobi.ru о Apple iPad
Леонид Молвинских: В iPad меня заинтересовали сразу три вещи. Во-первых, приложение iPhoto в сочетании с IPS-матрицей и мультитач выглядит очень аппетитно. Должно быть, очень удобно смотреть и показывать друзьям фотоальбомы. Во-вторых, игры. Сдается мне, что для iPad будет много оригинальных и интересных игрушек. Ожидаю чего-то такого, что на официальном видео Apple называют New Experience. К тому же я не геймер, мне больше нравится играть лежа в кровати. В-третьих, лично для меня iPad мог бы послужить отличной заменой электронной книги. Если матрица действительно хорошая, глаза уставать не должны. Какое-то запредельное время автономной работы, как у книжек на E-ink, мне тоже не требуется. Еще бы цена в России была такая же, как за рубежом... Впрочем, всегда есть ebay.com.
Евгений Тер-Авакян: Apple iPad — второе, третье, четвертое или даже пятое устройство. По приоритетности он стоит где-то после нетбука и смартфона. Нужен он либо для неторопливого прикроватно-насортирного утреннего или вечернего чтения интернетов, либо в длинной дороге — когда нужно одной железкой занять целую кучу времени. Для владельца полноценного медиаплеера iPad будет явно лишним: я, например, с большим удовольствием читаю книги и смотрю фильмы на заметно более портативном iPod touch. Который к тому же, в отличие от iPad, еще и музыку играет. Для меня это важно — я таскаю его с собой постоянно, и iPad будет для меня великоват. А вот если такого желания нет? Ну, например, нужна только музыка и для этого хватает обычного телефона или чего-то типа iPod Shuffle? Тогда iPad будет практически незаменим. Большую часть времени он будет лежать дома, развлекая домочадцев, а при необходимости его легко упаковать в рюкзак и взять с собой в поезд/самолет/автомобиль.
Сергей Мельников: Революции не случилось. Возможно, Apple даже не стала трендмейкером. Точней, не совсем так – поскольку в последний год истерия вокруг будущего Apple Tablet была просто ненормальной, производители, вроде Dell и HP, бросились выпускать свои планшетные компьютеры. Причем даже не зная, чего же хочет рынок и каким будет этот самый Apple Tablet.
Получилось не так шокирующе, как все ожидали – аплодисменты во время презентации были жиденькими. Apple никого не удивила (кроме пресловутого вау-фактора от новой оболочки), не совершила прорыв, не перевернула мир с ног на голову. Не исключаю, что Apple выпустила iPad лишь потому, что все мы отчего-то упорно ждали планшетного компьютера с яблоком на борту.
Получившийся продукт я бы назвал трэвелер-компаньоном (спутником путешественника). Для авиаперелетов или железнодорожных путешествий iPad подойдет замечательно, став компактной заменой ноутбуку. Скажем так, iPad – это тот же iPhone, просто увеличенный для случаев, когда места вокруг больше, чем в забитом вагоне метро, но меньше, чем дома на столе. Главный тренд, который Apple пытается навязать нам – вовсе не планшетные компьютеры как таковые. Тренд – новый способ доставки и взаимодействия с медиа и прочей информацией. Как iPhone. Только удобней.